Михаил Агупов (agupov) wrote,
Михаил Агупов
agupov

Вопрос, с которого начинается свое дело: КАК УЙТИ ИЗ ОФИСА?


Итак, вы занимаетесь коммерческой фотографией (или чем-то еще) и хотите уйти из офиса. Возникает вопрос – когда это лучше сделать и по каким критериям оценивать – пришло ваше время сваливать, или еще пока лучше попланктонить?


Я долго думал на эту тему – потому что она вроде бы и простая, но в то же время сложная. Казалось бы – есть заказы, накоплены некоторые сбережения, чего сидеть? Уходи и начинай жить в свое удовольствие! Однако на практике, когда принимается решение ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРПЛАТЫ, все сразу становится сложнее.

Поэтому я вспоминал, как этот процесс происходил у меня. Я уходил из офиса два раза – первый раз, как понимаете, окончился неудачей (хотел ради красного словца ввернуть «фиаско», однако решил что это чересчур). При этом моя работа в офисе обычно носила довольно многоплановый характер – так как обычно я старался работать одновременно на двух работах, плюс брал всякие подработки и принимал участие в различных проектах, с которых капала денежка. В общем, опыт работы по найму сложился большой, однако при раскрутке собственного бизнеса это скорее мешало, чем помогало. А сильно помогла мне именно неудача первой попытки – она открыла глаза на то, как надо действовать, как работать с деньгами, и что есть бизнес как таковой вообще, а что им не является.

Как вы помните, в первых статьях я отнес фотографию к фрилансу, а не к полноценному бизнесу. Это характеристика особенностей фотографического бизнес-процесса. Однако в этой статье подход к оценке явления сознательно загрублен, поэтому мы будем рассматривать только две сущности – работа в офисе (по найму) и бизнес (абстрактная работа на себя вне офиса). Ну вот, осилили вводную часть :)

Теперь я расскажу, как у меня в голове формировались важные представления, которые в бизнесе являются само собой разумеющимися, однако в офисе про них никто не знает. Более того, в офисе вообще не мыслят такими категориями. Так вот, главный изъян мышления наемного работника заключается в его дискретности. В нашем контексте это выражается в том, что наемный работник мыслит свою работу как последовательность рабочих дней в течение месяца, по итогам которого выдается зарплата. То есть ты пришел на работу, отработал, ушел с работы. Периодически капает бабло, которое надо экономить, а на сэкономленное покупать себе всякие штуки, поднимающие статус и позволяющие подняться на следующую ступеньку социума.

Что об этом думает человек, занимающийся бизнесом? Когда об этом заходит речь у предпринимателей, они обычно катаются по полу и восторженно рыдают, как дети. Для них такой образ мышления – это незамутненный родничок простых представлений о жизни. Что их так смешит? Сейчас объясню, однако прервемся на отвлеченный пример.

Как себе офисный работник представляет себе обладание, ну, скажем, миллионом долларов?

В его воображении сразу рисуется мощный джип, телефоны Верту (или что там сейчас актуально), костюмы Бриони, дом за городом с окнами от пола до потолка, косяки длинноногих девиц и всякое такое. Это психология потребления, воспитанная глянцем и представлением об успехе, продукт манипуляций маркетологов и пиарщиков (да-да, я всегда к вашим услугам). Однако у офисного работника никогда не будет миллиона долларов – потому что это морковка буриданова осла, фетиш и абстрактная недостижимая линия горизонта.

В то же время для трудолюбивого и последовательного предпринимателя миллион долларов – довольно обыденная сумма, однако как протекает обладание таким внушительным активом? Протекает оно, как ни странно, весьма буднично. Ездит такой человек на практичной непафосной машине – типа какого-нибудь японского универсала (хорошее соотношение цена/качество) или на какой-нибудь пятилетней Кэмри с поцарапанным капотом. Этот человек озабочен проблемами рассовывания денег в различные активы, потому что у него очень сложная схема кредиторских и дебиторских задолженностей (кто-то должен ему, кому-то должен он), он прикидывает свои текущие потребности в деньгах и рассчитывает, когда и откуда надо выводить бабло в кэш, а когда перебросить с депозитов в акции. Помимо этого, его голова занята мыслями о том, что надо сделать то, надо сделать это, поработать над этим или над тем.

Как ни странно, я встречал очень мало предпринимателей, озабоченных проблемой статусности и потребления премиум-продукции. Это все то же самое явление, что и дорогие мобильные телефоны у низкооплачиваемых сотрудников офиса. И предприниматели обычно не подвержены влиянию этих факторов. Причем чем больше им пришлось работать для достижения успеха, тем меньше их потом волнуют всевозможные понты.


И тут мы возвращаемся к разности мышления этих двух социальных групп.

Кстати, вы наверное удивляетесь, что я уже очень много внимания уделил этому вопросу, хотя он имеет малое отношение к тому, как уйти из офиса. И зря удивляетесь – потому что это ключевой философский момент. Чтобы успешно заниматься бизнесом, вы должны изменить свое мышление с офисного на предпринимательское. Именно поэтому я и пишу вам об этом. Пока у меня не изменился образ мышления, построить успешный бизнес у меня не получалось.

Итак, какими особенностями отличается мышление предпринимателя в отличие от мышления наемного работника?


Во-первых, предприниматель никогда не рассматривает работу как дискретный процесс. Работа в представлении предпринимателя – это вообще не конечный перечень обязанностей и график их естественного отправления. Предприниматель вообще не рассматривает работу как повинность, работа предпринимателя – это бизнес. А бизнес – это поток заказов. И качество бизнеса измеряется качеством этого самого потока. Насколько большой процент гимора на процент извлеченной прибыли, какова оборачиваемость вложенных средств, каков объем организационных усилий по делегированию полномочий. Помимо этого, важным критерием является толщина потока, то есть количество заказов в единицу времени. И еще важным критерием является количество усилий, необходимое для поддержания или расширения потока заказов.

Как видим, в представлении предпринимателя работа – это не рабочие дни недели, а потоки, процессы, дела. И он о них думает всегда, а не только в рабочее время. Грубо говоря, бизнес – это образ жизни и образ мышления, а совсем не форма занятости. Еще раз повторю – бизнес это поток заказов, который характеризуется толщиной, степенью геморройности на единицу прибыли, скоростью отбивания вложенных средств и степенью сложности расширения этого потока.

Во-вторых, предприниматель практически никогда не считает деньги дискретно, то есть вряд ли вы найдете такого предпринимателя, который вам скажет, сколько он зарабатывает в месяц. Он не знает. Он знает, как в целом идут дела, какая загрузка, какой объем заказов, насколько все вообще гиморно. Но сколько он заработал за последний месяц – он скорее всего не сможет оценить. Спрашивается, почему? Потому что деньги в представлении предпринимателя – это тоже поток, неразрывно связанный с потоком заказов. А поток меряется только толщиной, его нельзя нарубить на куски, как колбасу, потому что в этом потоке есть различные слои – затраты, амортизация оборудования, всякие расходы, поддержка основных средств в работоспособном состоянии (машина это одно из основных средств, и именно поэтому престижные джипы мало кто использует – они съедают несуразное количество денег). И так далее. И критерии качества для оценки потока денег примерно такие же, как и для оценки потока заказов – то есть толщина потока, стоимость его обслуживания и так далее. А оценить дискретно состояние потока невозможно, потому что во времени поток распределен неравномерно – он то сужается, то расширяется. И все, как говорится, зависит от.

Кстати, деньги в ипостаси потока меняют свое название – это уже не деньги, а финансы. А финансам требуется управление. И чем больше у вас финансов, тем больше сил приходится затрачивать на управление ими – потому что потоки надо анализировать, оптимизировать, прочищать и перенаправлять. И всякое такое.

И еще один важнейший момент, который отличает мышление предпринимателя от мышления потребителя. Это понимание времени. Да-да, речь пойдет именно о фразе «время - деньги».

Наемный работник воспринимает время как поток (казалось бы, в этом он похож на предпринимателя!), который равномерно течет и ежемесячно приносит ему зарплату. Однако, как ни парадоксально, в понимании предпринимателя время как раз и не является потоком! Время для предпринимателя – это ресурс или рычаг, которым можно (и нужно) управлять и извлекать из этого выгоду. Тут для офисного работника начинается вообще что-то непостижимое – хотя на самом деле все очень просто. Сейчас я вам все объясню.

Итак, что такое деньги? Деньги - это финансовый поток, неравномерно распределенный во времени. Что такое работа? Работа – это поток заказов, тоже неравномерно распределенный во времени. В чем вообще заключается задача предпринимателя? Здесь необходимо привести цитату с первой страницы любого финансового учебника:

Цель существования любого предприятия заключается в получении прибыли.


Что такое прибыль? Прибыль – это деньги, полностью очищенные от производственных затрат. Зачем она нужна? Она позволяет развивать предприятие, чтобы еще больше увеличивать размер прибыли.

А теперь, внимание, вопрос. Стоит ли ждать получения прибыли, чтобы начать развитие предприятия, если деньги на цели развития можно привлечь со стороны? Таким образом мы выигрываем время, необходимое на зарабатывание этих денег. Здесь есть только одна проблема – стоимость привлечения денег не должна быть выше прибыльности – потому что в таком случае прибыль вы увеличите, но всю ее отдадите в оплату привлечения средств. И еще приплатите дополнительно. Однако главное не в этом – главное в том, что оперируя понятиями потоков и их связями со временем, вы становитесь не так сильно привязаны к необходимости ждать очередной порции денег – у вас есть финансовый поток. И вам только остается решать задачи с наполняемостью бассейна, когда по одной трубе вливается столько-то, а по другой выливается столько-то. И можно еще прокинуть шланг со стороны для ускорения процесса, если найдется шланг по сходной цене.

Конечно, офисный работник тоже может взять кредит и ускорить наступление времени покупки дорогого автомобиля. Однако у офисного работника отсутствуют рычаги управления финансовой динамикой – потому что его благосостояние находится не в его руках, а в руках его руководства. И оно может дать прибавку за хорошую работу, а может решить, что платит слишком много и заменить работника на бойкого и дешевого фрилансера. И на этом все заканчивается – потому что все яйца сложены в одну корзину, а корзина находится в чужих руках.

А теперь вернемся к вопросу – что вы будете делать, если у вас будет миллион долларов? Купите себе джип, костюм Бриони, часы за 50.000 долларов? Если вы успели приобщиться к мышлению предпринимателя – вы задумаетесь о другом. Что это за миллион? Откуда он приплыл? Что я с ним могу сделать? Как его влить в дело, чтобы увеличить прибыльность? Или может ну его нафиг, закрыть дела и махнуть жить за границу? Но насколько мне хватит миллиона? Какие затраты? Какие доходы? Какие гарантии сохранности? В общем, это нормальное отношение к деньгам для предпринимателя. А вот покупка дорогих премиум-товаров для предпринимателя видится обычно глупостью. Разве что только это не делается ради главного – ради повышения прибыли предприятия.

А теперь вернемся к еще более раннему вопросу: пришло ваше время сваливать, или еще пока лучше попланктонить? Думаю, если вы оцените свои бизнес-достижения с помощью критериев, которые я вам описал – а так же добавите некоторые свои, которые специфичны для вашего рода занятий – то у вас сформируется достаточно четкий ответ на этот вопрос. А может быть, возникнут закономерные вопросы, которых раньше не просматривалось.

И это хорошо – потому что всевозможные сложности в реальном мире тоже носят характер потоков, а не являются дискретными явлениями.

Под кат не убираю, потому что большинству читателей удобнее читать текст прямо во френд-ленте, а не нажимать на ссылку.


Литература по теме:

1. Роберт Кийосаки, Шэрон Лектер - "Богатый папа, бедный папа". Рекомендовал antonukhanov. Cкачать (спасибо, ershiki)

2. Юрий Мороз - "Бизнес. Пособие для гениев". Рекомендовал alexey_matveev. Скачать


Интересное в комментах:

1. Важное замечание о том, в какой момент я ушел из офиса.

2. Рассказ о том, как чтение статей повлияло на практику отдельно взятого фотографа.

3. Если у меня будет милион я положу его под прОцент в 3 банка и буду на него жить.


Tags: офис, фотобизнес
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 230 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →